Лучший дом - Строительный портал

Детская считалка камень ножницы бумага. Настольная игра «Камень, ножницы, бумага — ЦУ-Е-ФА!» (2-е издание) DoJoy

Про игры на пальцах дважды упоминались поезда. И неудивительно - ведь именно в дороге нам нужны развлечения с минимальным реквизитом. Но пальчиковый театр, о котором рассказывалось в прошлый раз - это для самых маленьких, для двухлеток. А вот четырехлетнего, то есть практически взрослого человека интересуют более серьезные пацанские игры. Чтоб не просто смотреть и показывать, а выигрывать!

Когда моему старшему было четыре, мы с ним стали во время поездок в метро коротать время игрой «камень, ножницы, бумага». Ну а поскольку три фигуры в конце концов наскучивают, мы стали искать варианты посложнее.

Однако начнем с классики. Считается, что игру «камень, ножницы, бумага» (КНБ) придумали в Древнем Китае, еще в эпоху династии Мин. Впрочем, фигуры там наверняка были другие, и мы ничего об этом не знаем. Наша же версия выглядит вот так. На счет "раз-два-три" (или "цу-е-фа", или "чин-гис-хан") играющие взмахивают руками, и на последнем взмахе одновременно выбрасывают на пальцах одну из фигур - либо "камень" (все пальцы сжаты в кулак), либо "ножницы" (указательный и средний вперед, остальные в кулак) или "бумагу" (все пальцы вытянуты вперед, ладонь ровная).

При этом каждая фигура бьет одну из других - камень тупит ножницы, ножницы режут бумагу, бумага оборачивает камень. Если выпали одинаковые фигуры - ничья, следующий раунд. Играть можно просто на счет, или например на щелбаны.

Но как уже сказано, три фигуры в конце концов надоедают. Поэтому, поиграв некоторое время с сыном, я стал вспоминать дополнительные - тем более, что в моем детстве они действительно фигурировали в некоторых играх.

Во-первых, иногда добавлялся колодец - почти как камень, только с "дыркой": указательный и большой пальцы делают букву "о".

Был также вариант с колодцем и огнем. Огонь делается как бумага, только пальцы вверх и растопырены.

Наконец, встречалась совсем уж шизовая приговорка "камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада".

Теперь, спустя годы, я понимаю, в чем была главная проблема с этими самопальными расширениями классической КНБ, и почему эти версии не становились массовыми. Их придумывали люди, которые исходили именно из идеи разнообразия фигур - а вот про математику они не думали. Ведь классическая версия хороша симметрией: каждая фигура побеждает одинаковое число конкурентов (одну фигуру) и проигрывает такому же числу конкурентов (одному).

А теперь посмотрите, что происходит, если мы добавляем "колодец". Эта новая фигура бьет сразу две другие (камень и ножницы). Кроме того, двойную силу приобретает бумага (накрывает колодец и заворачивает камень). В то же время камень и ножницы остаются в проигрыше: каждый из них бьет только одну фигуру. Поэтому увеличить свои шансы на выигрыш довольно легко - надо чаще показывать бумагу и колодец.

Очевидно, симметрию отношений в данном случае портит четность фигур. У каждой получается нечетное число отношений, а это значит, что отношения нельзя поровну поделить на "победы" и "проигрыши".

Попробуем взять пять фигур, добавив огонь. Кстати, довольно часто в КНБ использовался не просто счет "раз-два-три", а некая присказка с названием игры. В нашем случае получилась вот такая: " камень, ножницы, бумага, и колодец, и огонь ". Присказка неплохая, фигуры тоже понятные. Но каков расклад сил теперь?

  • Камень тупит ножницы и гасит огонь, но тонет в колодце и заворачивается бумагой (2 победы, 2 проигрыша)
  • Бумага заворачивает камень и накрывает колодец, но горит в огне и режется ножницами (2 победы, 2 проигрыша)
  • Огонь плавит ножницы и сжигает бумагу, но тушится колодцем или камнем (2 победы, 2 проигрыша)
  • Колодец топит ножницы и камень и гасит огонь, но накрывается бумагой (3 победы, 1 проигрыш)
  • Ножницы режут только бумагу, остальным проигрывают (1 победа, 3 проигрыша)

Здесь виден явный перекос с ножницами и с колодцем. Но его можно легко исправить. Кто сказал, что ножницы обязаны тонуть в колодце? Наши ножницы будут покруче: они на лету втыкаются в колодец и перерезают ему веревку! В общем, ножницы должны побеждать колодец - и в таком раскладе игра на пять фигур снова становится симметричной.

На этой версии мы с сыном пока и остановились. Все-таки мы не так уж часто ездим в метро, да и другие игры у нас есть.

Однако для любителей КНБ это не предел, вариантов еще много. Например, у американцев тоже есть игра на пять фигур. Правда, она слишком грешит "тупым американским юмором". В этой игре добавлены фигуры "ящерица" и "Спок" - но едва ли вы сможете быстро объяснить ребенку, кто такой Спок (инопланетянин из "Стартрека") и почему он побеждает камень и ножницы, но проигрывает бумаге (этого даже я не понял).

А вот на сайте Девида Лавлейса игры поинтересней - там предлагаются варианты КНБ на 7 фигур , на 9, на 15, на 25 и даже на 101 фигуру. Последняя уже напоминает какую-то особую форму гадания на пальцах.

Как выиграть в КНБ

Очевидно, читатели "Летидора" не захотят постоянно проигрывать своим детям в этой игре, поэтому стоит узнать некоторые секреты, чтобы хоть немного поддержать свой родительский авторитет на уровне. Если исходить из чистых вероятностей, то игра с симметричными отношениями (как описано выше) не дает никому преимущества, то есть количество выигрышей и проигрышей должно сходиться к 50/50. Практически как в "орлянке". Казалось бы.

Однако тут есть серьезное отличие: орлы и решки в "орлянке" показывает монетка. А фигуры в КНБ показывает человек. Так что выигрышная стратегия есть, и называется она очень просто - телепатия. Собственно, на этой самой игре я и объяснял своему сыну основы чтения мыслей.

Ну например: самой первой фигурой в начале игры многие люди почему-то выбрасывают ножницы. Вероятно, это связано с тем, что ножницы подсознательно кажутся "наиболее опасным оружием". Камень, впрочем, тоже популярен на старте. А вот с бумаги почти никто не начинает - психологически она какая-то слабая (но мы-то знаем, что по вероятностям она «такая же» или даже лучше; хотя ножницы часто показывают в начале игры, но есть данные, что в процессе игры общая вероятность появления ножниц меньше средней – это значит, что бумага на самом деле сильнее).

Дальше: люди не склонны повторяться, поскольку повторение ассоциируется с предсказуемостью. Поэтому если человек показал одну фигуру дважды, то третьего раза скорее всего не будет. Большинство людей и два раза редко повторяют.

Стало быть, если сначала противник показал ножницы, то дальше будет или камень, или бумага. Скорее всего, камень. Это еще одна психологическая особенность: людям свойственно чаще выбрасывать те фигуры, которые бьют их предыдущую фигуру. Особенно если вы усилили предыдущую фигуру «ничьей» (тоже показали ножницы на предыдущем шаге).

Кстати, про усиление дублированием: это отдельный прием. Суть в том, что "ничейная телепатия" (выкидывание тех же фигур, что и противник) работает значительно лучше, чем "выигрышная телепатия". Мне не раз доводилось наблюдать серии ничейных повторов в десяток и более раундов. У этого феномена тоже есть свое объяснение, как и и у многих других способов почувствовать и предсказать игровые паттерны противника. Но хватит уже умничать. Попробуйте сами.

Камень, ножницы, бумага и телепатия

В моей прошлой колонке про игры на пальцах дважды упоминались поезда. И неудивительно — ведь именно в дороге нам нужны развлечения с минимальным реквизитом. Но пальчиковый театр, о котором рассказывалось в прошлый раз — это для самых маленьких, для двухлеток. А вот четырехлетнего, то есть практически взрослого человека интересуют более серьезные пацанские игры. Чтоб не просто смотреть и показывать, а выигрывать!

Когда моему старшему было четыре, мы с ним стали во время поездок в метро коротать время игрой «камень, ножницы, бумага». Ну а поскольку три фигуры в конце концов наскучивают, мы стали искать варианты посложнее.

Однако начнем с классики. Считается, что игру «камень, ножницы, бумага» (КНБ) придумали в Древнем Китае, еще в эпоху династии Мин. Впрочем, фигуры там наверняка были другие, и мы ничего об этом не знаем. Наша же версия выглядит вот так. На счет "раз-два-три" (или "цу-е-фа", или "чин-гис-хан") играющие взмахивают руками, и на последнем взмахе одновременно выбрасывают на пальцах одну из фигур — либо "камень" (все пальцы сжаты в кулак), либо "ножницы" (указательный и средний вперед, остальные в кулак) или "бумагу" (все пальцы вытянуты вперед, ладонь ровная).

При этом каждая фигура бьет одну из других — камень тупит ножницы, ножницы режут бумагу, бумага оборачивает камень. Если выпали одинаковые фигуры — ничья, следующий раунд. Играть можно просто на счет, или например на щелбаны.

Но как уже сказано, три фигуры в конце концов надоедают. Поэтому, поиграв некоторое время с сыном, я стал вспоминать дополнительные — тем более, что в моем детстве они действительно фигурировали в некоторых играх.

Во-первых, иногда добавлялся колодец — почти как камень, только с "дыркой": указательный и большой пальцы делают букву "о".

Был также вариант с колодцем и огнем. Огонь делается как бумага, только пальцы вверх и растопырены.

Наконец, встречалась совсем уж шизовая приговорка "камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада".

Теперь, спустя годы, я понимаю, в чем была главная проблема с этими самопальными расширениями классической КНБ, и почему эти версии не становились массовыми. Их придумывали люди, которые исходили именно из идеи разнообразия фигур — а вот про математику они не думали. Ведь классическая версия хороша симметрией: каждая фигура побеждает одинаковое число конкурентов (одну фигуру) и проигрывает такому же числу конкурентов (одному).

А теперь посмотрите, что происходит, если мы добавляем "колодец". Эта новая фигура бьет сразу две другие (камень и ножницы). Кроме того, двойную силу приобретает бумага (накрывает колодец и заворачивает камень). В то же время камень и ножницы остаются в проигрыше: каждый из них бьет только одну фигуру. Поэтому увеличить свои шансы на выигрыш довольно легко — надо чаще показывать бумагу и колодец.

Очевидно, симметрию отношений в данном случае портит четность фигур. У каждой получается нечетное число отношений, а это значит, что отношения нельзя поровну поделить на "победы" и "проигрыши".

Попробуем взять пять фигур, добавив огонь. Кстати, довольно часто в КНБ использовался не просто счет "раз-два-три", а некая присказка с названием игры. В нашем случае получилась вот такая: "камень, ножницы, бумага, и колодец, и огонь ". Присказка неплохая, фигуры тоже понятные. Но каков расклад сил теперь?

— Камень тупит ножницы и гасит огонь, но тонет в колодце и заворачивается бумагой (2 победы, 2 проигрыша)
— Бумага заворачивает камень и накрывает колодец, но горит в огне и режется ножницами (2 победы, 2 проигрыша)
— Огонь плавит ножницы и сжигает бумагу, но тушится колодцем или камнем (2 победы, 2 проигрыша)
— Колодец топит ножницы и камень и гасит огонь, но накрывается бумагой (3 победы, 1 проигрыш)
— Ножницы режут только бумагу, остальным проигрывают (1 победа, 3 проигрыша)

Здесь виден явный перекос с ножницами и с колодцем. Но его можно легко исправить. Кто сказал, что ножницы обязаны тонуть в колодце? Наши ножницы будут покруче: они на лету втыкаются в колодец и перерезают ему веревку! В общем, ножницы должны побеждать колодец — и в таком раскладе игра на пять фигур снова становится симметричной.

Игра была изобретена в Китае. Согласно книге Уцзацзу написанной Се Чжаочжи (Xiè Zhàozhì, 謝肇淛) во времена поздней династии Мин, военачальники эпохи поздней династии Хань играли в игру, называемую шоушилин (shǒushìlìng, 手勢令), которая признаётся эквивалентной современной «Камень, ножницы, бумага». Шоушилин может быть переведено как «команды рукой»

В некоторых регионах эта игра носит название «Бу-Це-Фа»: соответственно при розыгрыше вместо «раз… два… три…» говорят «бу… це… фа…». В некоторых регионах также произносят «цу… е… фа…», «цу… зи… ко» или «чи… чи… ко…» вместо «раз… два… три…».

В некоторых странах игра называется «Муравей — человек — слон»: слон давит человека, человек давит муравья, муравей кусает слона.

В некоторых регионах России существует версия игры, в которую включен колодец. Он показывается как камень, только пальцы не плотно сжаты, таким образом, образуется "колодец".

Считалка звучит так:

Камень, ножницы, бумага,
И колодец, тоже надо
Раз, два, три!

Правила просты - бумага побеждает колодец (накрывает), а колодец побеждает камень и ножницы (они тонут).

В некоторых регионах России существует усложнённая версия этой игры, которая обычно не служит методикой выбора персоны, а сама по себе является игрой. Помимо «камня», «ножниц» и «бумаги» в этой игре присутствует «шоколад», «лимонад», «отвёртка», «карандаш», «огонь» и «вода».

Правила для этой версии игры сложнее:

  • Шоколад побеждает бумагу («коробка шоколада мнёт бумагу»)
  • Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
  • Камень побеждает ножницы («камень ломает ножницы»)
  • Ножницы побеждают лимонад («ножницы протыкают бутылку лимонада»)
  • Лимонад побеждает отвёртку («отвёртка ржавеет в лимонаде»)
  • Отвёртка побеждает огонь («отвёртка не горит в огне»)
  • Огонь побеждает шоколад («огонь плавит шоколад»)

Вода является наиболее выигрышным и в тоже время наиболее рискованым ходом:

  • Вода побеждает шоколад, бумагу, отвёртку и огонь
  • Ножницы, камень, лимонад и карандаш побеждают воду

Считалка (вступление) у этой версии игры звучит так:

Камень, ножницы, бумага,
И бутылка лимонада,
И коробка шоколада,
И отвёртка — тоже надо!
Карандаш, огонь, вода…
Цу-Е-Фа!

Несмотря на то, что исход игры кажется случайным, при наличии определённых навыков исход игры можно предугадать. После нескольких игр можно распознать определённые неслучайные «паттерны» в поведении соперника. Это связано также с тем, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул «камень», то во второй раз целесообразно показывать «ножницы»: он, скорее всего, выберет «бумагу».

По игре проводятся чемпионаты мира с значительным призовым фондом, которые освещаются ведущими изданиями. Существует международная федерация и официальные правила проведения соревнований.

Дополнительная (не менее любопытная) инфа:

Камень, ножницы, бумага — популярная детская игра на руках, известная во многих странах мира. Иногда используется как методика случайного выбора персоны для какой-либо цели (наряду с бросанием монеты, вытягиванием соломинок и т. п.)

Правила игры

Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке.

Победитель определяется по следующим правилам:

* Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
* Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)

Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.

В классическом варианте в игру играют вдвоём, однако возможна игра большего количества участников. При этом ничья засчитывается в ситуации, когда одновременно хотя бы один игрок показал «камень», хотя бы один игрок показал «бумагу» и хотя бы один игрок показал «ножницы».

Игра была изобретена в Китае. Согласно книге Уцзацзу (кит. 五雜組/五雜俎, пиньинь Wǔzázǔ) написанной Се Чжаочжи (Xiè Zhàozhì, 謝肇淛) во времена поздней династии Мин, военачальники эпохи поздней династии Хань играли в игру, называемую шоушилин (shǒushìlìng, 手勢令), которая признаётся эквивалентной современной «Камень, ножницы, бумага». Шоушилин может быть переведено как «команды рукой».

Никаких упоминаний о использовании игры в Западной Европе до появления прямых контактов с Азией нет. Западные писатели в конце XIX века просто упоминают о ней как об азиатской игре.

Региональные разновидности

В некоторых регионах эта игра носит название «Бу-Це-Фа»: соответственно при розыгрыше вместо «раз… два… три…» говорят «бу… це… фа…». В некоторых регионах также произносят «цу… е… фа…», «цу… зи… ко», «чу… ва… чи…» или другие три слога вместо «раз… два… три…».

В некоторых странах[источник не указан 201 день][какие?] игра называется «Муравей — человек — слон»: слон давит человека, человек давит муравья, муравей кусает слона.

Существует версия игры, в которую включён колодец. Он показывается как камень, только пальцы не плотно сжаты, таким образом, образуется «колодец».

Считалка звучит так:

Камень, ножницы, бумага,
И колодец, тоже надо
Раз, два, три!

Камень, ножницы, бумага,
И колодец, во дворе
Раз, два, три!

Правила просты — бумага побеждает колодец (накрывает), а колодец побеждает камень и ножницы (они тонут).

В некоторых регионах России существует усложнённая версия этой игры, которая обычно не служит методикой выбора персоны, а сама по себе является игрой. Например, версия, где за победу Камнем даётся 1 очко, за победу Бумагой — 2 очка и за победу Ножницами — 3 очка. Тогда подсчитываются очки за несколько игр, или пока кто-то не наберёт 10 очков

Есть расширенная версия игры, где помимо «камня», «ножниц» и «бумаги» в этой игре присутствует «топор», «лимонад», «отвёртка», «карандаш», «огонь» и «вода».[источник не указан 201 день]

Правила для этой версии игры сложнее:

* топор побеждает бумагу («рубит бумагу»)
* Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
* Камень побеждает ножницы («камень ломает ножницы»)
* Ножницы побеждают лимонад («ножницы протыкают бутылку лимонада»)
* Лимонад побеждает отвёртку («отвёртка ржавеет в лимонаде»)
* Отвёртка побеждает огонь («отвёртка не горит в огне»)
* Огонь побеждает шоколад («огонь плавит шоколад»)

Вода является наиболее выигрышным и в то же время наиболее рискованным ходом:

* Вода побеждает шоколад, бумагу, отвёртку и огонь
* Ножницы, камень, лимонад и карандаш побеждают воду

Считалка (вступление) у этой версии игры звучит так:

Камень, ножницы, бумага,
И бутылка лимонада,
И коробка шоколада,
И отвёртка — тоже надо!
Карандаш, огонь, вода…
Цу-Е-Фа!

Камень, ножницы, бумага,
Карандаш, огонь, вода,
И бутылка лимонада,
И железная рука!
Цу-Е-Фа!

Или вот так:

"Камень, попа, антилопа! Цу-Е-Фа!

В этом случае железная рука заменяет отвертку, а шоколад вообще вычеркивается (огонь побеждает бумагу)

В эту версию игры удобнее играть, когда количество игроков — пять или более (иначе приходится переигрывать множество раз).

На самом деле расширенный версий игры намного больше. Начиная от пяти элементов и заканчивая даже 101 !

Пять элементов

7 элементов

9 элементов

15 элементов

25 элементов

здоровенная раскладка на 101 элемент
http://www.umop.com/rps101/rps101chart.html

Упоминания в искусстве

ерои американского комедийного сериала «Теория Большого взрыва» играют в усложнённый вариант этой игры — «Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок». Правила игры описываются следующим образом:
« Ножницы режут бумагу. Бумага заворачивает камень. Камень давит ящерицу, а ящерица травит Спока, в то время как Спок ломает ножницы, которые, в свою очередь, отрезают голову ящерице, которая ест бумагу, на которой улики против Спока. Спок испаряет камень, а камень, разумеется, затупляет ножницы. »

По теории вероятности в классическом варианте вероятность победы 0,(3) (так же как и проигрыша и переигровки). В усиленном Споком и ящерицей ситуация меняется: вероятность победы 0,4 (+6 %), вероятность проигрыша 0,4 (+6 %), а переигровки 0,2 (-12 %). То есть если использовать улучшенный вариант инструмента разрешения споров, то в среднем количество не результативных раундов будет меньше.

В первой главе романа Яна Флеминга «Жизнь даётся лишь дважды» в эту игру играют Джеймс Бонд и Тигр.

Интересная информация

Игру часто упоминают в качестве примера для иллюстрации отсутствия математического свойства транзитивности (В математике бинарное отношение R на множестве X называется транзитивным, если для любых трёх элементов множества a,b,c выполнение отношений aRb и bRc влечёт выполнение отношения aRc.

Формально, отношение R транзитивно, если \forall a, b, c \in X,\ a R b \land b R c \Rightarrow a R c.).

Несмотря на то, что исход игры кажется случайным, при наличии определённых навыков исход игры можно предугадать. После нескольких игр можно распознать определённые неслучайные «паттерны» (Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»).) в поведении соперника. Это связано также с тем, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул «камень», то во второй раз целесообразно показывать «ножницы»: он, скорее всего, выберет «бумагу».

По игре проводятся чемпионаты мира с значительным призовым фондом, которые освещаются ведущими изданиями. Существует международная федерация и официальные правила проведения соревнований.

Ученые разгадали алгоритм выигрыша в "камень-ножницы-бумага"
http://newsru.com/world/19dec2007/game_over.html

текст статьи

Британские ученые провели исследование и установили, что в популярной детской игре "Камень, ножницы, бумага" самым выигрышным вариантом являются "ножницы", сообщает The Daily Mail.

Правила популярной во всем мире игры достаточно просты: "камень" тупит "ножницы", "ножницы" режут "бумагу", а "бумага" заворачивает "камень". Дело в том, что чаще всего противник подсознательно ожидает жеста "камень", поэтому показывает "бумагу". Использовав эту логику можно повысить свои шансы на выигрыш и обмануть ожидания оппонента, показав "ножницы", пишет британская газета.

Знание этого психологического закона помогло дому Christie"s выиграть крупную сделку у дома Sotheby"s в 2005 году. Японская клиентка не могла решить, на каком аукционе она хочет продать свою коллекцию полотен импрессионистов, и предложила представителям домов сыграть в игру. Руководство дома Christie"s последовало совету 11-летней дочери директора, которая сказала, что все ожидают увидеть "камень". Это помогло выиграть конкурс.

Другая закономерность, связанная с этой игрой, заключается в том, что во время второго раунда человек подсознательно показывает то, что могло победить его в прошлом. Так что если в первый раз противник выкинул "камень", то во второй раз целесообразно показывать "ножницы": он, скорее всего, выберет "бумагу".

В США существует национальная лига по игре "Камень, ножницы, бумага", которая периодически проводит общенациональный чемпионат. По мнению представителей лиги, это самый настоящий вид спорта.

Статья про робота играющего в камень, ножницы, бумага...
http://modusponens.info/2010/05/rock-paper-scissors_robots/

официальный сайт ассоциации игры

http://www.worldrps.com/

здесь можно порубиться в различные виды этой игры во флеш варианте
http://www.newgrounds.com/portal/view/319609

а тут казино, где можно поиграть в эту игруху на реальные деньги в онлайн казино
http://webazart.ru/casino/news/casino-tropez/index.php?id=259